Александр Каневский: Благотворительные взносы должны быть благом для пациента

01.01.2015

Министр считает, что взносы от граждан должны проходить через благотворительный фонд.

Благотворительные взносы сегодня берут с пациентов в каждом медицинском учреждении. Добровольные пожертвования стали «обязаловкой», хотя их взимание ни одним законом не регулируется. При этом, на что расходуются народные деньги, самим пациентам неизвестно - это остаётся на усмотрение больниц и главврачей. А пресловутый человеческий фактор и личная корысть часто срабатывают не в пользу медучреждения. Почему так обстоят дела в этой сфере, а главное - есть ли рациональный выход из сложившейся ситуации? С этими вопросами мы обратились к министру здравоохранения Крыма Александру Каневскому.

- Александр Самуилович, почему сегодня медучреждения не могут обойтись без благотворительных взносов от пациентов?

- Причин несколько. Первая и основная - недостаточное бюджетное финансирование больниц. При этом лечебное заведение обязано оказать качественную медицинскую помощь населению, а каждая болезнь имеет свой протокол обследования и лечения. Врач обязан оказать медпомощь, как прописано в протоколе. Согласно Конституции Украины медицинская помощь должна оказываться бесплатно, но при этом есть второй пункт: государство берёт на себя обязательство по полному обеспечению больниц. Чтобы выполнять эти требования, у нас есть база, опыт, знания медиков, но не хватает денежного ресурса из бюджета. Здравоохранение должно быть общественным, и все благотворительные средства, которые поступают на его нужды, должны расходоваться прозрачно. Иначе у людей не будет доверия. А ведь сегодня мы работаем в ситуации недоверия, сложившейся из-за нехватки информации, которой располагают пациенты. Они забывают, что бюджет принимает громада. Так, например, для содержания лечебного учреждения нужна тысяча гривен, а городской Совет может дать только семьсот. Где же взять оставшиеся триста? К сожалению, все лечебные учреждения страны финансируются не в полном объёме, а от пятидесяти до семидесяти процентов. У нас есть ещё местные программы, такие, как «Здоровье крымчан», но даже этого недостаточно. На полное медицинское обслуживание населения средств не хватает, и больницы вынуждены обращаться к меценатам, организациям, гражданам с просьбой о помощи. Без дополнительного источника финансирования мы не можем сделать многие обследования, например, томографию или маммографию. Проблема в том, что в больницах сегодня нет ответственного человека, занимающегося коммуникацией с благодетелем, который может быть как частным лицом, так и представлять организацию.

- Но ведь этим, по сути, занимаются попечительские советы, которые успешно работают при городских и республиканских больницах?

- Попечительские советы - уникальное явление для Крыма. Это именно та организация, которая работает вместе с главным врачом, помогая ему найти финансовую поддержку для медучреждения. На полуострове сегодня успешно работают пять попечительских советов. Первый из них появился в Республиканской детской клинической больнице, позднее - в Университетской клинике и в Республиканском доме ребёнка «Ёлочка». Два таких совета есть в Евпатории при городской больнице и роддоме. В попечительский совет входят социально активные люди, которые работают через благотворительный фонд. Когда средства найдены, по заявке главврача покупаются медикаменты, оборудование и прочее. Средства от благотворительного фонда меньше облагаются налогами. Кроме того, фондом ведётся документация, предоставляются отчёты о потраченных средствах. Всё это даёт возможность прозрачного использования денег, которые поступают от попечителей и организаций. На мой взгляд, попечительские советы должны привлекать средства не только спонсоров и организаций, но и благотворительные взносы пациентов. В этом случае они будут проходить через благотворительный фонд и расходоваться более прозрачно.

- Но поможет ли это обеспечить более эффективное их расходование?

- Уверен, что да. Сегодня около ста больниц полуострова имеют свои счета на получение благотворительных взносов. Общественности контролировать использование этих денег сложно. Это не значит, что они куда-то исчезают, просто больницы погрязли в своих ежедневных проблемах, и происходит размывание благотворительных средств. Сотрудничество с благотворительным фондом - путь к открытому, общественному здравоохранению. Мы говорим о необходимости создания республиканского фонда, который в сотрудничестве с Минздравом и попечительскими советами при больницах разъяснял бы населению необходимость финансовой помощи медучреждениям. Кроме того, это избавит главврачей от головной боли за использование средств от пожертвований. Фонд может обратиться за помощью в любую организацию, что на данный момент не может сделать больница. У фонда есть возможность привлекать волонтёрское движение.

- Какая роль Министерства здравоохранения будет в этой работе? Контролирующая?

- Ни в коем случае. Контроль за использованием народных денег осуществлять будет фонд, мы же берём на себя функцию информаторов и модераторов. Министерство является распорядителем бюджетных денег. Опекать и контролировать фонды мы не будем. Но мы ведём постоянный мониторинг ситуации по Крыму. Так, например, если в столицу будут направлены новые машины скорой помощи, то те автомобили, которые находились в Симферополе, мы можем распределить в регионы. А средства местного фонда будут соответственно потрачены на покупку медикаментов или оборудования. Таким образом фонд может получать от Министерства здравоохранения информацию о глобальных программах. При этом рычаги управления у главных врачей никто забирать не собирается. Скажем, при внедрении рамочных закупок медикаментов и продуктов питания за бюджетные деньги их реакция поначалу тоже была негативной. Они считали, что использовали эти средства эффективнее. Но после определённой разъяснительной работы мы уговорили их на эксперимент. Ведь это был пилотный проект. Сегодня главврачи выстраиваются в очередь за рамочными закупками. Мы привлекли крымского производителя, в результате смогли сэкономить три миллиона бюджетных средств по сравнению с прошлым годом. Теперь главврачи поняли, что централизация - это расширение возможностей.

- Значит, контролировать средства будут, с одной стороны, попечители, а с другой - главврачи?

- Совершенно верно, а Министерство - лишь информатор о возможности государственных субвенций, инвесторов. Единый фонд или несколько фондов - это будет работа единомышленников, направленная на организацию медпомощи в условиях ограниченного бюджетного финансирования. Возможно, это будет пул фондов, занимающихся работой по привлечению средств. Хорошим подспорьем стало бы обязательное страхование, в котором участвуют и физические, и юридические лица. Уже принят в первом чтении закон, предполагающий для медучреждений статус предприятий, что даст им новые возможности. Предприятие будет финансироваться из бюджетных средств, медицинского страхования и оказания этим предприятием платных услуг. Под платной услугой будет подразумеваться оплата комфортных условий в удобное для пациента время. Например, бюджетная ставка в кабинете УЗИ подразумевает, что врач работает с 9 до 14. А с 18 до 20, например, пройти УЗИ можно будет платно. Врач будет получать зарплату от своей хозрасчётной деятельности. Это цивилизованная форма оказания услуг. При этом бесплатно пройти эту процедуру также будет возможно. Уточню, что мы говорим об обязательном страховании, а не о добровольном, которое сегодня уже действует. Государственные программы по лечению детей, беременных, больных туберкулёзом и прочих тоже будут действовать. Пока мы только привыкаем к медицинскому страхованию и учимся правильно его использовать. Функция фондов как благодетелей при этом не отпадёт, она видоизменится. Будет сильнее развиваться волонтёрское движение. Фонд не будет заниматься просто сбором средств. Благотворительный фонд - это обеспечение ресурса для больниц, чтобы они могли оказывать медпомощь в полном объёме. Благотворительные взносы должны быть благом для пациента.

- Куда обращаться пациенту, если без оплаты благотворительного взноса ему не выдают результаты анализов или отказывают в медпомощи?

- Обращаться можно на «горячую линию» Минздрава с 9 до 18 по телефону 0-800-801-333 или на «горячую линию» линию Совмина «Вас слушает Анатолий Могилёв». Она работает ежедневно с понедельника по пятницу с 8.00 до 18.00, звонить нужно по телефону 0-800-505-525.

Однако люди забывают, что не стоит идти по верхам и сразу звонить в Минздрав, если даже не попытались решить проблему, обратившись к главврачу или в горздрав. Часто бывает так, что руководители на местах даже не знают о проблеме, с которой обращаются к нам люди, потому что они минуют главврача. Жалоба должна выглядеть примерно так: обратился к главврачу, он не смог решить проблему, ищу помощь в Минздраве.


Информация с сайта (http://www.pravda.crimea.ua)